Нормативно-правовая база

Вожатому необходимо ориентироваться в большом объеме нормативно-правовых документов. Важно обратить внимание на следующие нормативные документы, регламентирующие жизнедеятельность лагеря в России.
• Конвенция ООН о правах ребенка;
• Конституция Российской Федерации
• Гражданский кодекс Российской Федерации;
• Семейный кодекс Российской Федерации;
• Трудовой кодекс Российской Федерации;
• Уголовный кодекс Российской Федерации;
• Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;
• Федеральный закон «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 2 декабря 2013 г. № 328-ФЗ;
• Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ;
• Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» от 27.07.2006 г.; № 149-ФЗ
• Концепция государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года;
• Приказ Минтруда России от 25.12.2018 № 840н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист, участвующий в организации деятельности детского коллектива (вожатый)»;
• Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 г. № 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года»;
• Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (для соответствующего типа организации отдыха детей и их оздоровления);
• Методические рекомендации по совершенствованию воспитательной и образовательной работы в детских оздоровительных лагерях, по организации досуга детей (Письмо Минобрнауки России от 14.04.2011 г. № МД-463 / 06); • Методические рекомендации по организации отдыха и оздоровления детей (создание авторских программ работы педагогических кадров). (Письмо Минобрнауки России от 26.10.2012 г. № 09-260)
Конвенция о правах ребёнка
Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Учитывайте возрастные особенности при планировании отрядной работы и индивидуальных поручениях детям.
Статья 2. Ребенок имеет право на имя. В первые дни смены необходимо проводить как можно больше игр на знакомство, чтобы дети и вожатые быстрее запомнили имена друг друга.
Статья 3. Ребенок имеет право свободно выражать свои взгляды. Учитывайте мнение и мальчиков, и девочек при решении любых вопросов жизнедеятельности отряда. Принимая решение о поощрении или наказании воспитанников, учитывайте мнение детского коллектива.
Статья 4. Ребенок имеет право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством. В первые дни смены вожатый должен изучить увлечения, хобби детей. Чтобы у мальчиков и у девочек в отряде были равные возможности для реализации своих способностей, при планировании отрядной работы необходимо сбалансировать количество интеллектуальных, творческих и спортивных мероприятий.
Статья 5. Ребенок имеет право на свободу ассоциации и свободу мирных собраний. Поощряйте создание и деятельность в лагере, в отряде органов детского самоуправления, в которых равно представлены и мальчики, и девочки.
Статья ст. 9, ч. 3. Ребенок имеет право сохранять связь с обоими родителями в случае разлучения с одним из них или с обоими. Поддерживайте у детей отношение к семье как к ценности.
Статья. 17, ч. 1. Ребенок имеет право на доступ к информации. Сообщите детям и их родителям почтовый индекс, адрес и телефон лагеря, а также официальный сайт лагеря или официальные группы лагеря в социальных сетях.
Статья ст. 16, ч. 1. Ребенок имеет право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну корреспонденции. Вожатый не имеет права досматривать и позволять кому-то досматривать личные вещи ребенка без его разрешения.
Статья 27, ч. 1. Ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Вожатый обязан познакомить детей с нормами санитарно-эпидемиологического контроля и требованиям техники безопасности и контролировать их соблюдение.
Статья 24, ч.1. Ребенок имеет право на медицинскую помощь. Покажите каждому ребенку в отряде, где располагается медпункт. Ознакомьтесь с медицинской картой ребенка. Не занимайтесь самолечением детей, при первых симптомах заболевания немедленно покажите ребенка врачу.
Статья 19, ч. 1. Ребенок имеет право на защиту от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации. Используйте наказание только в крайних ситуациях. Не наказывайте ребенка лишением еды, запиранием в комнате или другими формами лишения свободы.
Необходимо иметь четкое представление, что причинение вреда ребенку – как физическое, так и моральное (побои, истязания, действия сексуального характера, оскорбление и т.д.) – будет в обязательном порядке расследовано представителями органов социальной защиты, профсоюзов, организаций – работодателей, органами прокуратуры, если речь идет о действиях (бездействии), попадающих под признаки уголовно наказуемого деяния. Соответствующие уголовно наказуемые деяния перечислены в Уголовном Кодексе Российской Федерации (УК РФ): УКРФ ст. 109. Причинение смерти по неосторожности. УКРФ ст. 116. Побои. УКРФ ст. 117. Истязание. УКРФ ст. 130, п.1 Оскорбление. УКРФ ст. 131, п. 1,2 д), 3 в). Изнасилование. УКРФ ст. 134. Половое сношение и иные действия сексуального характера с детьми, не достигшими шестнадцатилетнего возраста. УКРФ ст. 135. Развратные действия. УКРФ ст. 156. Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего. УКРФ ст. 286, п.1. Превышение должностных полномочий.
Следует особо отметить, что УК РФ предусматривает наказания не только за преступления, совершенные умышленно, но также и за неосторожные действия (по легкомысию или небрежности) и халатность, повлекшие общественно опасные последствия: УКРФ ст. 24. Формы вины. УКРФ ст. 26. Преступление, совершенное по неосторожности. УКРФ ст. 125. Оставление в опасности. УКРФ ст. 293. Халатность
При осуществлении воспитательного процесса необходимо знать, что несовершеннолетние также несут уголовную ответственность за некоторые виды преступлений.
Ст. 20. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность. Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16-летнего возраста.
Лица, достигшие ко времени совершения преступления 14-летнего возраста, подлежат к уголовной ответственности за убийство (ст. 105), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст.112), изнасилование (ст.131), насильственные действия сексуального характера (ст. 132), кражу (ст. 158), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207), вандализм (ст. 214).
Ст. 87. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось 18-ти лет.
О возможных нарушениях детьми уголовного законодательства следует незамедлительно ставить в известность.

«Методическая копилка»
Планирование воспитательной работы

План воспитательной работы — это программа деятельности вожатого по созданию условий, содействующих воспитанию, развитию, оздоровлению и отдыху детей в лагере. При планировании содержания воспитательной работы с отрядом важно учесть все новое и позитивное, что накоплено в практике деятельности педагогов, вожатых.
Для планирования воспитательной работы с детьми и подростками в детском оздоровительном лагере большое значение имеет учет направлений всестороннего развития личности ребенка.
План должен базироваться на сочетании ближайших, средних и дальних перспектив.
Приступая к планированию, вожатому следует:
ознакомиться с программой данного лагеря;
определить с будущим напарником цели и задачи предстоящей работы на смену;
изучить возрастные особенности детей, ожидания детей данного возраста;
использовать данные из детских анкет (увлечения, желаемые поручения, умения и др.);
изучить возможности оздоровительного лагеря (традиции, периодичность общелагерных, отрядных дел) и подумать, как можно их использовать в своей работе;
отобрать средства, формы, методы, которыми вожатый владеет; составить модель смены с учетом возможностей оздоровительного лагеря; создать творческую атмосферу в отряде;
учитывать интересы детей.


Отрядный уголок «Уголок»

Это место, где собирается вся информация, касающаяся отряда. Оформление уголка должно соответствовать названию отряда (и возрасту детей). Уголок в большей степени должны делать дети (конечно, если дети очень маленькие - можно ограничиться лишь не значительными элементами с их стороны). Вожатый должен принимать в основном руководящее участие и направляющее (раздать желающим детям задания, а потом собрать все части воедино).
Уголок обязательно должен содержать:
название отряда;
девиз отряда;
отрядная песня;
расписание кружков;
распорядок дня (лагерный и отрядный);
списки детей;
списки именинников текущей смены
В отрядном уголке обязательно стоит уделить внимание тематике смены. Здесь нет никаких ограничений: все, что интересно детям, может и должно применяться в отрядном уголке. Различные рисунки, пожелания, советы, письма - все это может создать неповторимый эксклюзивный стиль отрядного уголка. Если вы проводите КТД обязательно отобразите его итоги в уголке. Придумывайте вместе нескучные названия рубрик, лучше даже смешные, главное - привлекающие внимание, чтобы хотелось прочесть, запомнить
Материалами для оформления, кроме бумаги, могут стать самые неожиданные вещи – еловые шишки, магнитики, небольшие мягкие игрушки, цветные ленточки и т.д. Однако прикрепляемые конструкции не должны портить стены и имущество лагеря. Свойствами лагерного уголка должны быть информативность, эстетичность и креативность исполнения. Возле качественно оформленного отрядного детища всегда будет толпиться любопытная и счастливая ребятня.

Игра

Соединяет в себе элементы многих, самых разнообразных видов деятельности, воспитательное воздействие ее многосторонне. Дети участвуют в игре добровольно, во время игры укрепляют свое здоровье, развиваются физически, у них улучшаются координация движений, снимается усталость. Игра способствует росту организаторских способностей, приобретению навыков жизни в коллективе, содействует психическому развитию, развивает взаимовыручку и взаимопомощь, порядочность и честность.
Игры должны отвечать ряду требований:
Правила должны быть просты.
Игра должна охватывать всех.
Игра должна быть интересна для всех.
Игра должна быть доступна для всех предполагаемых участников.
Задания, содержащиеся в игре, должны быть одинаковыми или равными по содержанию и сложности для всех.
Игры на знакомство. Цель — знакомство детей друг с другом, настрой на общение. Особенность организации: лучше проводить вожатому с конкретным отрядом. В содержании игр должны использоваться имена.
Игры в автобусе. Цель — организация воспитательного пространства данного временного периода интересным и полезным делом. Особенность: игры не должны побуждать участников к двигательной деятельности, а максимально использовать заданные условия.
Игры-кричалки. Цель — эмоциональная и психическая разрядка и зарядка, повышение настроения. Особенность: данные игры побуждают участников к повышению тона речи в синтезе с юмористичным содержанием текста, используется оборот повторения.
Игры на внимание и координацию. Цель — развитие активного и волевого внимания, координации, осуществление контроля самоконтроля. Особенность: в содержании данных игр участники должны изобразить движения, заданные ведущим, в определенном порядке, темпе, скорости.
Спортивные игры. Цель — привитие олимпийской культуры, повышение интереса к видам спорта. Особенность: игры подразумевают четкую систему правил, судейства в зависимости от вида спорта.
Интеллектуальные игры. Цель — активизировать познавательную деятельность, развить эрудицию, логику, быстроту реакции, умение мыслить нестандартно при решении задач логического характера. Особенность: игры строятся по принципу викторин, блиц-опросов и содержат вопросы как на заданную тему, так разностороннего характера.
Творческие игры. Цель — активизировать познавательные и творческие способности ребенка. Особенность: данные игры строятся по принципу конкурсов актерских талантов, «рекордов» ребенка, в которых дети демонстрируют свои способности.
Игры на местности. Цель — развитие навыков ориентирования, максимальное использование заданных условий. Особенность: данные игры в своем содержании используют особенности местности и находящиеся на ней объекты. Имитационные игры. Цель — развитие памяти, творчества, выдумки детей, способности выделять существенные признаки кого-либо. Особенностью таких игр является имитация движений, речи, характера заданного объекта (чаще человека, животного)
Сюжетно-ролевые игры. Цель — развитие памяти, воображения, актерских данных, воспроизведение и наиболее точная передача специфики роли. Особенность игр: сюжет и роли должны быть знакомы и узнаваемы.
Подвижные игры. Цель — активизировать двигательную активность детей, развивать физические навыки. Данный вид игры способствует укреплению мышечной системы детей, созданию комфортной атмосферы в группе, дает возможность каждому ребенку принять участие в той или иной игре, в зависимости от состояния здоровья. Особенность: относятся к типу командных игр, проводятся как на свежем воздухе, так и в просторном помещении; наличие инвентаря (мяч, скакалка и др.) необязательно.
Музыкальные игры. Цель — развивать музыкальные навыки ребенка, прививать эстетический вкус, разнообразить досуг. Особенность: данные игры предполагают знание текстов песен (детских, из мультфильмов, современных и др.), могут проводиться в микрогруппах (по 5—7 человек)


Основы вожатской этики

Этика вожатого — это профессиональная этика, выступающая как средство формирования личности самого вожатого и как педагогический фактор, обеспечивающий влияние на детей, формирование их морали, воздействие личным примером. Каким должен быть вожатый в общении с детьми с точки зрения педагогической этики?
Доброжелательный. Каждый ребенок в отряде должен быть уверен в хорошем отношении к себе. И, конечно же, ребенок должен чувствовать со стороны вожатого уважение к себе.
Внимательный и тактичный. Постарайтесь уделить внимание каждому, независимо от ваших личных симпатий и антипатий. Но не стоит без приглашения вторгаться в жизнь ребенка, в его взаимоотношения с другими людьми, в его внутренний мир. Важнее заслужить это приглашение.
Требовательный. Не бойтесь требовать, если ваши требования разумны. Дети это поймут и примут. У «добреньких» вожатых дешевый авторитет. Справедливый. Мало просто самому считать, что поступаете правильно и справедливо, надо, чтобы и ребенок это понимал. Убедите его в этом, и вам будут верить
Бодрый и жизнерадостный. Ваши проблемы не должны касаться детей. Вожатый должен быть эмоциональным и энергетическим аккумулятором для своих детей.
Терпеливый и сдержанный. Множество вопросов, детские проблемы, которые вам могут показаться несущественными, необходимость все повторять несколько раз — все это может вывести из себя, если себя не сдерживать. Вожатый не имеет права не срыв.
Искренний и честный. Степень откровенности с детьми поможет вам определить чувство меры и осознание разницы в возрасте. Но дети очень чутко чувствуют фальшь. Поэтому, если затрудняетесь ответить на вопрос или дать какое-либо обещание, лучше не делайте этого. В случае если ваши взгляды на жизнь не соответствуют общепринятым, не озвучивайте и не пропагандируйте их.

Медико-психолого-педагогические проблемы

Энурез.
Это неприятное явление часто встречается в оздоровительном лагере: дети мочатся в кровать. Роль воспитателя (вожатого) заключается в том, чтобы избавить ребенка от смущения и унижения со стороны сверстников. Столкнувшись с такой ситуацией, вожатому необходимо сохранять спокойствие и принять это. Спокойно попросить ребенка снять постельное белье и заменить его. Взять для этого ребенка клеенку. Можно около 24 часов разбудить ребенка, чтобы он сходил в туалет. Как правило, этого вполне достаточно.
Гиперактивность.
Гиперактивный ребенок импульсивен, невнимателен и излишне активен, много бегает, двигается, редко занимается одним делом. Роль воспитателя (вожатого) состоит в том, чтобы защитить ребенка от его собственных действий. Нужно постараться привлечь ребенка к участию в обычной деятельности оздоровительного лагеря

Суицидальное поведение.
Воспитателям (вожатым) следует научиться распознавать надвигающиеся признаки депрессии, улавливать симптомы поведения, которые часто предшествуют такому явлению. Любая попытка суицида должна рассматриваться со всей серьезностью и вместе с тем осторожно, и не только вожатым, но и психологом, врачом, административным персоналом.
Оскорбление и нанесение телесных повреждений.
В лагере часто у детей проявляется такое поведение, которое было скрытым в домашней обстановке. Признаки жестокого обращения может заметить вожатый, например, необычные синяки или шрамы и т.д. при осмотре детей, при смене одежды или в душевой. Это должно стать предметом обсуждения с медицинской сестрой или с директором оздоровительного лагеря.
Побег.
Как правило, побег совершают дети, склонные к подобным действиям и зачастую уже имеющие такой опыт. В начале смены вожатый собирает списки детей с адресами и телефонами, четко соблюдает все инструкции, отслеживает состояние детей, всегда знает, все ли дети с ним. Следует стремиться заинтересовать детей лагерной жизнью, не претендовать на их свободу. Если попытка побега произошла в первый раз, необходимо предупредить детей о последствиях побега и сообщить о случившемся директору детского лагеря.
Лунатизм.
Действия педагога могут быть следующими: не будить ребенка во время его ночных прогулок и не давать никаких приказаний; уменьшить освещенность детской кровати ночью, поместив подальше от окна; подложить под ноги движущегося ребенка во время его ночной прогулки мокрую холодную тряпку, это способствует самостоятельному медленному пробуждению ребенка и избавляет его от испуга.
Воровство.
Когда обнаруживается, что ребенок украл что-то, с ним следует поговорить и указать на необходимость вернуть предмет и извиниться. Можно предложить ему поддержку и отправиться вместе с ним, при этом роль вожатого - молчаливое физическое присутствие. Необходимо напомнить детям, что администрация лагеря просит не привозить дорогие вещи, а деньги сдавать в сейф.
Плачущие дети.
В младших отрядах особенно в начале смены некоторые дети плачут. Основное объяснение их плача: «Хочу домой, к маме». Плачущему ребенку необходимо уделить внимание, спокойно его послушать, не отговаривать, соглашаться с ним по принципу: «Да, я тоже хочу домой, к маме». Если вожатый не может выяснить причину слез, то стоит на некоторое время оставить ребенка одного, не приставать к нему с расспросами, дать ему возможность успокоиться, занять интересным делом. Ребенок сам расскажет о причинах слез, если сочтет нужным

Химические отравления.
На территории лагеря строго запрещено всем, в том числе и вожатым, употреблять спиртные напитки, наркотики и курить. Если дети замечены в состоянии химического отравления, необходимо незамедлительно оказать ему помощь. Нельзя оставляйте детей одних в таком состоянии. Обо всех случаях употребления должны немедленно узнать администрация и медицинские работники.
Вандализм.
Когда личная или лагерная собственность уничтожается детьми, это признак глубоких проблем. С детьми следует прямо обсудить это, с тем чтобы помочь им обрести понимание серьезных последствий такого поведения, а также привлечь их к участию в восстановлении и замене разрушенной собственности.
Поражение отряда.
Случается, что отряд проигрывает в общелагерном мероприятии. В таких случаях дети могут возмущаться. Младшие часто плачут. Вожатому следует помочь детям достойно принять поражение. Сначала нужно дать возможность детям выплеснуть свои эмоции. Затем объяснить, что проигрыш — это всего лишь одна из ступенек к победе, и надо концентрироваться не на том, что сделали не так, а на том, что надо было сделать, чтобы выиграть
Первая доврачебная помощь
В случае необходимости оказания медицинской помощи нужно помнить о том, что квалифицированную помощь может оказать только врач. Если ребёнок заболел. С любыми жалобами на здоровье сразу обращайтесь в медпункт. Не стесняйтесь беспокоить врачей по любым пустякам. Вожатый обязан оказывать только первую помощь, поэтому дальнейшее лечение следует предоставить врачам лагеря (это их обязанность), а не заниматься самолечением.